Выпускники

Выпускники профильного класса по журналистике о том, как им пригодились полученные знания.

 

Мама выпускницы 2018 года, Татьяна Борисовна Прокофьева:

Моя дочь - выпускница 2018 года. Училась в профильном классе 309 школы. Два года достаточный срок для того, чтобы составить мнение и о школе, и о классе, и об учителях. Самым главным и важным для меня оказалось абсолютно четкое ощущение "личностного участия" учителей в жизни каждого, кто приходит в этот класс (думаю, что и в эту школу вообще). На первом же собрании было понятно, что все учителя очень разные, абсолютно самодостаточные люди с разным педагогическим подходом, разными требованиями и видением процесса обучения, но с неизменно уважительным отношением и к ученикам и к родителям и личной!! Заинтересованностью в успехе каждого ребенка. Это не говорит об отсутствии требований (планка в этой школе высокая), это говорит о желании учителей "тратиться" душевно на каждого ученика, пришедшего к ним. За что огромное спасибо всем педагогам, администрации школы и конечно классной (во всех отношениях ) маме журналистского класса - Ольге Анатольевне. Что касается непосредственно образовательного процесса. Наличие профильных занятий по журналистике не является препятствием для получения сильного базового образования по всем предметам. Выпускники этого класса абсолютно конкурентноспособны даже в условиях нынешнего "поступательного безумия". Если у ребенка есть потребность в знаниях, то все учителя с удовольствием и профессиональным мастерством ее восполнят. Я могу очень много писать про эти два года из жизни моей дочери. И про учебу как таковую,про каждого учителя, и про походы в театры и музеи, и про газету, выпускающуюся в школе, как детище... каждый раз в творческих муках, и про внутришкольные мероприятия, и просто про человеческую атмосферу в школе, но самое главное для меня, что эти два года я была абсолютно уверена, что мой ребенок ( да взрослый, да умный и таланливый, да, разный в проявлениях своего характера), в надежных руках. И меня ни разу не подвели. Мне было интересно наблюдать за жизнью моей дочери в этой школе. Спасибо за это и учителям и дочери.

 

Анна Челнова, выпускница 2017 года, студентка дневного отделения Высшей школы журналистики СПбГУ:

В конце девятого класса я столкнулась с непростым вопросом - где хочу учиться в будущем? Оставаться в в своей немецкой гимназии уже сил не было, и этот вариант даже не рассматривался. Я металась, не могла понять, чего хочу. Совершенно случайно узнала про журналистский класс и на следующий день пошла на собеседование. Тогда я не имела никаких иллюзий насчет журналисткой работы (ровным счетом ничего не знала), и преподаватели заложили в голову сразу нужную информацию. И медленно, с каждым занятием, в голове прояснялась картина, какие сдавать экзамены, какое направление интересно и так далее. Огромный плюс профильного класса - он подойдет ребятам с разными интересами и даже с разными типами мышления. Мы обучались не только написанию текстов, отбору фотографий и созданию заголовков. Мы ещё изучали законы рекламы, готовились к творческому конкурсу, познавали азы верстки. Каждый нашел себя в чем-то своем, увидел свои сильные стороны, "раскрылся". В 11 классе большинство уже определилось с выбором направления. И только треть учеников выбрали направление "Журналистика". И это прекрасно! Они поняли, что это не совсем "их" сфера, и продолжили развиваться каждый по-своему. Получается, ребята сэкономили год, а то и два. Ведь лучше уже в школе определиться, чего ты хочешь, чем потом менять ВУЗ. Что касается поступивших на журфак, мы все знали, на что мы идем и зачем. Это дорогого стоит. Сейчас я смотрю на своих однокурсников, которые постепенно разочаровываются в журналистике и понимают, что носили розовые очки. Очень жаль, что они не учились в профильном классе.

 

Эллина Оруджева, выпускница 2017 года, студентка дневного отделения Высшей школы журналистики СПбГУ:

Мечта быть журналистом с 5 класса стояла у меня перед глазами. Ну и сопутствующие стереотипы - ой, а это так здорово путешествовать, общаться с людьми, писать сочинения прям как на уроках литературы, буду работать в сфере моды и красоты, сразу примут везде и всюду, ура! Нет - первое, что ты слышишь, поступив в школу 309. Нет, ты не умеешь писать. Нет, журналистика-это тяжело, рутинно и выматывает, а не розовые замки, как ты думал. И нет-то, что ты поступил сюда, еще не гарантирует твоего прохождения в Университет. Зато, и это самое главное, тебя научат писать о том, в чем ты даже раньше не разбирался, трезво оценивать свои силы и возможности, не сдаваться, уметь разговорить кого угодно и расставлять буквы ё (правда, этому учат, просто с телефона лень!). А еще из профильного класса выходит стабильно 2-3 журналиста в год. Из 15 поступивших. Из моего класса выпустились будущие экономисты, политологи, юристы, таможенники, лингвисты... Потому что 10 и 11 классы, проведенные в 309 школе, как тест на профпригодность - хочешь - паши, не надо тебе это - готовься к общаге с историей. С этим, кстати, в школе замечательно - сдать без репетиторов ЕГЭ на 90+ по этим предметам, просто ходя на уроки и делая дз, не проблема - проверено на себе и одноклассниках. Атмосфера в школе чудесная, сердечная и очень теплая - как будто приходишь в большую семью. У меня здесь был самый дружный коллектив, хотя я поменяла 4 школы. Мне не хватает школы и этого постоянного ощущения поддержки и заботы, добрых и мудрых слов, участия. Если вы уверены (или не очень), что журналистка-это ваше, приходите. Профильный класс быстренько выбьет из вас наивную шелуху, и вопрос "а оно того стоит?" отпадет сам собой.

 

Евгения Горбунова, выпускница 2016 года, студентка Высшей школы журналистики СПбГУ:

Мне просто не хотелось учиться дальше в своей обычной дворовой школе с углубленным изучением математики. Поэтому после 9 класса я поступила сюда. У меня не было ни таланта, ни портфолио с текстами, только аттестат с пятёрками. Это хорошо, что сейчас на собеседование приходят ребята с публикациями. За две года уровень журналистского класса серьезно вырос.
Конечно, здесь быстро понимаешь, что мечта имеет мало общего с реальностью. Многие поняли, что журналистами быть не хотят, кто-то из-за высокой конкуренции на рынке, кто-то из-за маленькой зарплаты, кто-то просто потух, сравнивая себя с коллегами. Я просто думала, что журналистика подходит мне. Такая промежуточная область всего: вроде и логика нужна, но и творчество есть, вроде ничего толком не знаешь, но в то же время знаешь обо всём понемногу. Я научилась общаться с людьми и простое поддержание разговора больше не причиняло мне беспокойства и неудобства. Вот только по телефону до сих пор стесняюсь звонить, но это можно исправить. Заниматься журналистикой - это вы некотором смысле отличный способ перебороть себя
Поступать я могла только на бюджет, а бюджет журфака СПбГУ был недосягаемой мечтой. Но как-то так сложилось, что я и несколько моих одноклассниц выиграли "Пробу пера" и получили 100 баллов к творческому конкурсу. Это произошло благодаря нашему учителю по "издательской деятельности", который показал, что от нас требуется, и научил, как это сделать. Испортить такой результат было грешно. Мечта для меня к тому времени превратилась во что-то само собой разумеющееся: она почти исполнилась, быть мне журналистом.
После обучения кроме полезных навыков ( написание текстов, подбор иллюстраций, вёрстка газеты) я приобрела замечательных друзей и подруг, которые разошлись по разным областям. Это приятный опыт: пройти от поступления в профильный класс до поступления на журфак. Получился прямой и правильный путь, и, я надеюсь, правильный выбор. Как сказала мне мама при выборе ВУЗа: "чувствую, все твои журналистские амбиции пройдут и пойдёшь ты на бухгалтера". Страшнейший расклад, которого мне удалось избежать, благодаря обучению в профильном классе.

 

Виктория Быкова, выпускница 2016 года, студентка Высшей школы журналистики СПбГУ:

Учиться в профильном журналистском классе стоит по крайней мере для того, чтобы понять, действительно ли это «твоя» профессия. Мне кажется это важным, поскольку многие студенты, поступившие в итоге на журфак СПбГУ, к первой сессии осознают, что имели неверное представление о журналистике, и это не то, чем им хотелось бы заниматься. Профильный класс позволяет точно определиться с выбором раньше, еще во время обучения в школе, ведь едва ли не с первой сентябрьской недели десятиклассники начинают знакомиться с тем, что же на самом деле представляет собой работа над газетой. За два года они получают не только опыт написания текстов самых разных жанров, но и умение оформлять их в полноценные полосы, записывать радиопередачи, фотографировать, планировать работу над газетой, темами и её внешним видом. Заметно, что к выпуску из школы уровень тех, кто работал в школьной редакции, многократно возрастает. Например, некоторые мои однокурсники, открыв «Эпиграф», вообще не поверили, что авторы текстов – школьники. Профильных журналистских предметов хотелось ждать с недели на неделю, поскольку отведённые на них часы пролетали незаметно. Работать над газетой было именно интересно, увлекательно, и это заслуга преподавателей, которым хочется сказать огромное спасибо. Ведь они научили не только практическим навыкам, но и заставили поверить в себя, перестать бояться подходить к незнакомцам с вопросами, договариваться об интервью, посещать необычные места, в которые никогда бы не занесло обычного школьника. И писать об этом, выходя за рамки школьной прессы, напоминающей стенгазеты, которые никто не читает. Мы же любили свои тексты и само занятие; возможно, именно поэтому среди нашего выпуска оказалось четыре победителя «Пробы пера». Что же касается гуманитарных предметов – они также на высоком уровне. По некоторым из них требуют много, приходится учить материал, старательно готовиться к проверочным работам и тестам, не расслабляясь; здесь не работает принцип «сдал и забыл». Но оно того определённо стоит, если уж выбрал гуманитарную область. Главное – работа над собой; как в направлении журналистики, так и просто в процессе обучения. А уж для того, чтобы был прогресс, здесь есть все условия.

 

Виктория Степанова, выпускница 2016 года, студентка Высшей школы журналистики СПбГУ:

Я перешла в 309 школу во второй четверти 10 класса. Тем, кому приходились менять коллективы, да ещё и не с начала года, знакомы мои ощущения. Я тогда ещё не знала, что класс был сформирован заново, и готовилась оказаться чужой. Но уже с первого дня меня втянули в круговорот активной школьной жизни, где заскучать просто невозможно! Я сразу поняла, что коллектив, куда я попала - один на миллион, и речь не только об одноклассниках, но и о преподавателях. В прежней школе учителя были строгими и требовательными, а здесь - понимающими и внимательными, с каждым можно было договориться о пересдаче, если не было подорвано взаимное доверие. До перехода в эту школу я только мечтала о том преподавании гуманитарных предметов, которое я получила здесь. Несмотря на большие объёмы информации и обилие проверочных, я заслушивалась историями учителей, а методы их подачи и закрепления материала помогли мне добиться достаточно высоких результатов по ЕГЭ и без занятий с репетитором.
Совершенно уникальным был и тот опыт в журналистике, который я приобрела, выпуская газету и подготавливая радио-программу, потому что в нашем школьном проекте "Эпиграф" мы сами были себе цензорами, и ни директор, ни преподаватели нас не ограничивали. Мы преодолевали себя, вставали с диванов и шли общаться, узнавать, фотографировать, писали и верстали тексты с отдачей и любовью. В нашей редакции царили полное взаимопонимание и взаимоуважение, командный дух и творческая атмосфера.
А в итоге этих двух потрясающих лет я имею:
1. Поступление на бюджет в вуз мечты (благодаря помощи, поддержке, а где-то и давлению учителей); 2. Почти 30 замечательных знакомых и друзей; 3. Тёплые и яркие воспоминания.
Желаю всем выпускникам 9 классов впустить в свою жизнь такую перемену!

 

Евгений Мазуров, выпускник 2015 года, студент факультета политологии СПбГУ:

 Я - выпускник 2015 года, хочу сказать несколько слов о собственно классе при журфаке. Как мне кажется, обучение в нём - бесценный опыт, ведь ребята получают возможность не просто принять участие в создании газеты, радио- и телепередачи, но и понять, действительно ли им хочется стать профессиональными журналистами (всё-таки нередко за два года приоритеты у людей меняются, поэтому, на мой взгляд, очень важно определиться со своими желаниями до поступления в вуз, чтобы не пришлось сожалеть о сделанном выборе). Программа обучения очень интересна: помимо занятий по созданию газеты "Эпиграф" (издательское дело, верстка), учащиеся имеют шанс поучаствовать в различных региональных и всероссийских конкурсах, пообщаться на мастер-классах и встречах с действующими журналистами, посетить такие интересные места, как петербургское отделение ТАСС или радио России. И, конечно, нельзя не вспомнить о подготовке к творческому конкурсу на факультете: "набивать руку" необходимо, поэтому без написания эссе на различные темы не обойтись. В общем, возможностей проявить себя много, для ребят главное - стать коллективом и проявлять побольше активности!
 Расскажу еще и о школе в целом - для поступающих это должно быть не менее интересно.
 Во-первых, конечно же, хочется отметить работу учителей, которую можно считать по-настоящему образцовой. Согласитесь, ведь всегда приятно, когда педагоги бьются не просто за повышение среднего балла учащихся по тем или иным дисциплинам, но еще и стараются помочь тем ребятам, которые сразу не могут полностью освоить материал, а также пытаются поддержать морально и психологически своих подопечных. В 309 школе все учителя доброжелательны, мне даже кажется, что к ним можно обратиться буквально по любому вопросу, помощь окажут обязательно! При этом хочу отметить, что уровень преподавания в школе очень хороший как по гуманитарным, так и по естественно-научным и техническим предметам, растущие от года к году баллы за экзамены служат тому подтверждением.
 Во-вторых, очень хочу отметить особую атмосферу, присущую именно этой школе. В относительно небольшом здании учится заметно меньше детей, чем в больших школах на городских окраинах. При этом все ребята здесь приветливы и дружелюбны, будто одна большая семья. Лично я, к примеру, поддерживал отношения не только с учащимися старшей школы, но и с восьми- и семиклассниками. Кстати говоря, когда я пришел в эту школу, то был приятно удивлен тому, как хорошо принимают новеньких "старожилы" - обычно бывает необходимо много времени для того, чтобы положительно зарекомендовать себя в глазах сверстников, но в данном случае процесс, так сказать, "вливания в коллектив" прошел безболезнено. На мой взгляд, свою роль в сохранении такой атмосферы играют многочисленные традиции школы: это и праздничные спектакли, в создании и постановке которых активно принимают участие ребята, и различные внеурочные мероприятия, проведение которых тоже поддерживает школа (когда в старшей школе учился я, была популярна игра в Ангелов-Хранителей). До сих пор вспоминаю организованный в День учителя школьный день самоуправления. С доброй памятью вспоминаю поездку по обмену в Германию, которую с удовольствием бы порекомендовал каждому старшекласснику, имеющему возможность принять в ней участие. И это я еще не упоминал про большое число экскурсий, проводящихся ежегодно! За, казалось бы, чрезвычайно короткий срок, 2 учебных года в журналистском классе, мне довелось пережить столько интересных событий и мероприятий, сколько в иных учебных заведениях и за 9 лет не случается. Очень жалею, что проучился здесь так мало времени, ведь в 309 школе было действительно очень интересно! Надеюсь, что хотя бы иногда буду заглядывать сюда в свободное от занятий время: всё-таки удалось поступить на бюджет (факультет политологии СПбГУ), учиться придется еще усерднее.
 Даже обсуждать не стоит: обучение в журналистском классе при СПбГУ В 309 школе - полезный опыт для каждого!

 

Татьяна Крылова, выпускница 2015 года, студентка факультета рекламы ЛЭТИ:

 Я считаю, что ничто не говорит лучше в пользу места, где обучался, чем желание отдать туда же своих детей. Я бы с удовольствием отдала.
 Да, не все становятся журналистами, но навыки, необходимые для этой профессии перенимает каждый. Мы все научились анализировать новости и составлять своё собственное мнение. Никогда бы не подумала, что это приходит не с годами жизни, а с обучением в школе. Поступая в профильный класс, можно быть уверенным, что не окажешься среди обычных школьников, какими полны школы без специализаций. Пусть не все журналисты, но абсолютно все творческие. И такой ситуации, когда на встречу выпускников приезжает 25 менеджеров среднего звена, здесь не случится. Среди ребят в моей параллели были журналисты, актёры, врачи, инженеры, экономисты и даже один поэт. Жалею только о том, что проучилась здесь всего 2 года.

 

 

 

Ульяна Васильева, выпускница 2015 года, студентка факультета культурологии РГПУ им. А.И. Герцена:

 Мне кажется, никто не пожалел, что пришел в 309. Это удивительная школа, все учителя обожают свою работу и обожают детей. Как уже отметили ребята, в 309 очень домашняя атмосфера, очень душевное окружение, туда хочется приезжать каждый день даже с окраин города. Здесь собираются целеустремленные люди, которые в большинстве знают, что они хотят, которые действительно заинтересованы в обучении, поэтому учителя здесь дают больше, чем в других школах. Организаторы этого класса никогда о нас не забывали, и каждые 2-3 месяца устраивали нам встречи с журналистами (которые очень воодушевляют, у всех невероятные судьбы и пути к профессии), экскурсии по издательствам, приглашали на различные конкурсы, фестивали, квесты, посвященные профессии. Самое главное - здесь вам дадут максимальное объективное представление о профессии, что поможет избежать ошибки при поступление на факультет, поскольку зачастую оказывается, что старшеклассники не совсем верно представляют себе, как происходит работа в редакции. Даже если в какой-то момент, вы решите, что журналистика - не ваше призвание, очень сильная подготовка по гуманитарным дисциплинам позволит поступить в хорошие ВУЗы и реализовать себя. 309 - ценный опыт.

 

Аниса Шакирова, выпускница 2015 года, студентка Высшей Школы Журналистики и Массовых Коммуникаций СПбГУ:

 "Слишком мало" - первое, что я могу сказать об этой школе. Но нет, конечно, не знаний, а слишком мало времени. Я бы хотела учиться здесь, с этими людьми, среди этой атмосферы еще очень и очень долго... Почему?
 Никогда и нигде я не видела такого количества талантливых ребят. Нашему выпуску крайне повезло в этом плане.Творческие, яркие, горящие своими идеями. Удивительно просто смотреть на многих из них, а учиться с ними - вообще большая честь.
 Учителя здесь исключительно своеобразные и уникальные. Таких вы больше нигде не найдете! Они учат не только сухим фактам из учебников, но дают нечто куда более важное. Благодаря им мы поняли, что значит любить свою работу, договариваться и искать компромисс, а также просто иметь за спиной надежную опору.
 Работа в команде. Вот это самое важное для меня. Здесь мы научились быть не просто одноклассниками, не коллективом, но командой, редакцией. Редакцией! Мы, еще совсем зеленые подростки, чувствовали себя маленьким, но очень важным издательством. Мы создавали свою газету, где высказывали свое мнение и творили, творили, творили! Во "взрослых" газетах вы такого не увидите, там все строго. И, мне кажется, там не найти столь сплоченной команды, как в нашем "Эпиграфе". Сейчас на ЖурФаке мне этого не хватает...
 Пара слов о ЖурФаке. Здесь нам все время повторяют: "СПбГУ даст вам ровно столько, сколько вы сами от него возьмете". Вот тоже самое я хочу сказать в адрес нашей школы. Вы сами(!) должны добывать себе знания. Баллы на ЕГЭ вам никто на блюдечке с голубой каемочкой не положит. При подготовке к ЕГЭ большую роль играет самоподготовка ну и конечно посещение уроков. Мой результат: ЖурФак - розовая и заветная мечта многих из вас. Мечтать это прекрасно, идти к своей мечте - достойно уважения. Но, главное, не идеализировать... Я остаюсь при своем мнении, что ЖурФак СПбГУ - лучший во всей нашей необъятной стране. Но здесь мне не хватает многого, что было в нашей школе. Этой удивительной атмосферы, моих родных одноклассников, ставших близкими учителей.Скучаю, другими словами. На ЖурФаке, конечно, безумно интересно, но... Цените время, проведенное в этой школе! Она уникальна!

 

Юлия Вальтер, выпускница профильного класса 2013 года, студентка Высшей Школы Журналистики и Массовых Коммуникаций СПбГУ:

Я счастливая выпускница школы – 2013. Из тех, кто любит память школьных дней и считает эту пору – чудесной. Такой её во многом сделали дорогие участливые учителя и преподаватели, которые всегда интересовались, чем ученики живут, отчего грустят и почему радуются. За два года выпуска нашей учебной газеты «Эпиграф» я примерила на себя роли редактора, корректора и, самой собой, фотографа, корреспондента. В перерывах между выпусками газеты мы под руководством преподавателя «Издательской деятельности» Ирины Борисовны Белой активно выезжали на всяческие молодежные журналистские фестивали. Побывали со школьной редакцией на «Пингвинах пера» в Москве, на «Голосе моря» в Северодвинске. Помимо нового опыта, знакомства там с юными коллегами из самых разных регионов нашей огромной Родины до сих пор остаются для меня ценными. На выходе из профильного класса у меня собралось портфолио с более-менее отобранными материалами за десятый, одиннадцатый класс. И эта папочка позволила мне откликаться на участие в интересных городских событиях наряду со «взрослыми» журналистами. Вообще я бы сказала, что профильный класс создал профессиональную среду в миниатюре, где мы решали взрослые вопросы, пусть и маленьких масштабов. Здесь развенчались и типичные романтизированные представления о профессии с атрибутами вроде: ноутбук, чашка чая, плед, кресло-качалка… И уже мое поступление на факультет, думаю, шаг, – вполне осознанный.

 

Артемий Шибанов, выпускник профильного класса 2014 года, студент Высшей Школы Журналистики и Массовых Коммуникаций СПбГУ, направление "Реклама и СО":

Обучение в данном классе принесло мне незабываемый социальный опыт: я научился качественно писать материалы, легко идти на контакт с незнакомыми людьми для получения информации. В течение последних двух лет каждый ученик прошел практику в специальной газете "Эпиграф" под руководством педагогов Ирины Борисовны Белой и Ильи Владимировича Колодяжного, посетил множество выставок, конференций, концертов и прочих полезных событий. Также несколько раз в неделю для нас проводились специальные занятия по верстке газеты и подготовке к вступительным испытаниям в СПбГУ. Стоит отметить особый подход к преподаванию у Дмитрия Евгеньевича Новокшонова, его уникальные лекции наверняка запомнились каждому! Для дальнейшего обучения после школы я выбрал СПбГУ и близкое к журналистике направление "Реклама и связи с общественностью". Хочется поблагодарить Ольгу Сергеевну и Александра Петровича Кругликовых, а также Юлию Рифовну Хакимову за разработку и реализацию этого проекта, он действительно полезен для общества. Спасибо.

 

 

Дарья Маташина, выпускница профильного класса 2013 года, студентка Высшей Школы Журналистики и Массовых Коммуникаций СПбГУ:

В 2011 году я поступила в профильный гуманитарный класс на базе общеобразовательной школы №309, о чем ни секунды не жалею! Два года обучения в старших классах дали мне многое: я познакомилась с удивительными, неравнодушными педагогами, искренне любящими свой предмет; получила знания по дополнительным (журналистским) дисциплинам, которые мне позволили хорошо сдать творческие конкурсы и поступить в Университет; подружилась с коллективом единомышленников, с членами которого регулярно общаюсь до сих пор. Школьная база дала мне возможность уверенно чувствовать себя в Университете. Например, предмет "Творчество в русской словесности" Д.Е. Новокшонова существенно расширил мои языковые способности, а литература с Е.Н.Тимофеевой помогла не только при сдаче ЕГЭ, но и в обычной повседневной жизни. Запоминающимся событием за два года в школе стал для меня обмен с Германией, в который отправился наш класс с преподавателем немецкого языка О.А. Курочкиной и классным руководителем Т.А. Капитоновой. Это был необходимый опыт интернационального общения и тренировки иностранных языков.

 

Анна Шибаева, выпускница профильного класса 2013 года, студентка факультета социологии СПбГУ:

Этот журналистский проект сильно изменил меня. Несмотря на то, что я, возможно, и не буду больше заниматься журналистикой, контакты и опыт, которые я получила за годы учебы в 10-11 классах, останутся со мной навсегда. Важны для меня были занятия по современному обществу и журналистике у Алексея Юрьевича Быкова. Было интересно делать исследовательские работы, которые он задавал. Например, в 10 классе я выбрала тему "Освещение выборов 2011-2012 годов в журнале "Коммерсант-Власть". На занятиях по теории журналистики (Г. Н. Наумова) я очень любила "политиформацию". А с преподавателем издательской деятельности Ириной Борисовной Белой мы ездили на различные фестивали и конкурсы - в Москву, в Северодвинск. Благодаря учебе в профильном классе я стала активнее и смелее.